Россияне
начинают думать о покупке подарков родным и близким: в своём ожидании праздника
они не одиноки - аферисты тоже с
нетерпением ждут приближения предновогодней суеты, чтобы обмануть как можно
больше граждан. Вот несколько популярных мошеннических сценариев:
- Перепродажа уникальных ваучеров и подарочных сертификатов.
- Фейковые сайты онлайн-магазинов, туроператоров. Понравившийся товар или тур покупатель не получит, а данные его банковской карты окажутся скомпрометированы.
- Ненастоящие распродажи. По адресу электронной почты или в мессенджерах злоумышленники отправляют фишинговые ссылки на акции или поздравления крупных компаний, банков и даже государственных органов. Мошенники применяют почтовые адреса-двойники и копируют дизайны оформления писем организации. Если человек кликнет по такой ссылке, то его персональные данные могут перейти аферистам.
Преступники выдают себя за
работников мобильных операторов:
делают они это для того, чтобы получить доступ к номеру жертвы, а затем войти в
личные кабинеты банков, «Госуслуг» и иных сервисов.
Работает
схема так:
- Мошенники звонят гражданам, представляясь сотрудниками телеком-компаний и говорят, что на телефонный номер собеседника подана заявка о смене оператора.
- Потенциальная жертва отвечает, что никаких заявок не оставляла. Злоумышленники предлагают сменить пароль в личном кабинете «для обеспечения безопасности номера».
- Гражданин получает сообщение с кодом сброса пароля с официального телефона оператора. Преступники просят продиктовать цифры. Таким нехитрым способом у них появляется доступ к номеру жертвы.
- Помните, что работники телеком-компаний не требуют диктовать им коды или отправлять какие-либо сведения на другие номера. Если мошенник получил доступ к Вашему номеру телефона, незамедлительно свяжитесь со службой поддержки своего оператора любым удобным способом.
Злоумышленники модернизировали
схема обмана для получения доступа к «Госуслугам». Необходимость проходить двухфакторную верификацию
при входе в личный кабинет на сайте Госуслуг усложнили аферистам задачу:
похищать данные россиян стало труднее. Теперь преступники всё чаще пользуются
инструментами социальной инженерии. Обновленная схема выглядит так:
- Гражданин получает электронное письмо, СМС, сообщение в мессенджере или социальной сети о том, что его аккаунт на «Госуслугах» заблокирован или вовсе взломан. В сообщении также указываются номера телефонов службы поддержки, позвонив на которые, якобы можно вернуть доступ к профилю.
- В процессе разговора (если гражданин звонит по указанному номеру) собеседник требует продиктовать код для двухфакторной аутентификации либо отправляет ссылку на программу, загрузка которой поможет зайти на «Госуслуги».
- Независимо от способа входа, персональные данные россиянина, находящиеся в его личном кабинете на сайте Госуслуг, становятся доступны мошенникам. Обладая сведениями, преступники могут добраться до банковских счетов граждан и взять на их имена займы.
Что делать, если взломали Ваш личный кабинет на сайте Госуслуг?
Восстановить
его можно в Центре обслуживания клиентов и в некоторых банках: их адреса
размещены найти на сайте Госуслуг. Для того чтобы ознакомиться с информацией
входить в личный кабинет необязательно. Одновременно с восстановлением доступа
важно обратиться с заявлением в полицию.
С декабря 2022 года Роскомнадзор
предотвратил порядка 400 млн мошеннических звонков. Помогла ему в этом новая система «Антифрод»:
разработка позволяет усиливать контроль за телефонными вызовами в РФ и выявлять
подменные номера. Изначально при запуске, в декабре, в течение суток «Антифрод»
обнаруживал порядка 1,5 млн звонков аферистов. В июле число таких вызовов
увеличилось на 21% (в сравнении с июнем) и составило почти 73 млн. Сейчас к
«Антифроду» подключены все крупные операторы мобильной связи: Билайн, МегаФон,
МТС и Tele2. В среднем атака мошенников на абонента продолжается в течение трёх
минут. Самую долгую за всё время наблюдений атаку зафиксировал Билайн:
злоумышленник пытался дозвониться до потенциальной жертвы на протяжении трех
часов: он выполнил 1 430 попыток вызова - все они были заблокированы.