новости

ВТБ идут против правил, аферы через Banki.ru, неожиданное решение Верховного суда и другие новости

2023-01-27 12:30:00

Мошенники пытаются оформлять на россиян кредиты через сервис Banki.ru. Аферисты звонят по WhatsApp и представляются сотрудниками портала Госуслуг - спрашивают, как удобнее получить сообщение: в МФЦ или по почте. Разумеется, настоящие работники государственного ресурса не стали бы связываться с гражданами через мессенджеры, тем более любое письмо от сервиса можно прочесть, войдя в аккаунт - для этого не нужно выполнять каких-либо сложных действий. Независимо от того, какой вариант выбирает собеседник, его просят продиктовать код, который приходит на телефонный номер по СМС. Если гражданин назовет цифры, от его имени будет создан аккаунт на портале Банки.ру, а затем разосланы заявки на получение кредитов от банков-партнеров ресурса. 

Выплачивать оформленный злоумышленниками кредит придется, скорее всего, гражданину, только вот выданной суммой воспользоваться он не сможет - её мгновенно выведут на свои счета мошенники. Ранее аналогичная схема проводилась при использовании номера 900 (сообщение приходило якобы от Сбербанка) и сервиса ДомКлик. Сейчас применять в своих целях эту площадку аферисты не могут, поэтому ищут другие варианты. Не теряйте бдительности и никому не называйте никаких кодов из СМС!

Президент России Владимир Путин поручил Правительству разработать проект схемы выплат компенсаций гражданам, ставшим жертвами мошенников. Срок выполнения поручения - до 1 июля 2023. 

Предполагается, что когда у банков появится обязанность возмещать украденные деньги, они станут относиться к обработке и хранению персональных данных россиян более ответственно - тщательнее следить за тем, чтобы не было утечек и быстрее сообщать в надзорный орган, если утечка случится. Предполагается также, что банки будут обязаны проверять счета, куда отправляются деньги, в базе данных от Центробанка. В перечне зафиксированы сомнительные счета, подозреваемые в дроперской активности. Если банк допустит перевод такому адресату, то понесёт за это ответственность.

Конечно, полностью проблему мошенничества меры не решат. Методы социальной инженерии не будут - дроперские счета могут использоваться впервые, в таких случаях банк не станет блокировать операции. Планируется, что дроперские счета будут попадать в базу ЦБ максимально быстро, а поиск новых дроперов станет проще отслеживать Министерству Внутренних дел.

ВТБ предлагает клиентам переводить деньги через Telegram. Безусловно, Telegram - удобная и полезная площадка, однако в последнее время она все чаще подвергается мошенническим атакам. Кроме того, доподлинно неизвестно, как она шифрует и хранит персональные данные граждан. 

Кстати, совсем недавно, буквально в начале января, мы рассказывали о запрете банкам и МФО передавать через мессенджеры сведения о безналичных денежных переводах, информацию о проведении платежей, платежные и другие документы – он вступит в силу 1 марта 2023 года. 

Буквально через пару недель о новости ВТБ заявляет о решении проблемы блокировки своего приложения в Apple Store и Google Play - предлагает пользоваться чат-ботом в Telegram, полностью заменяющим своею функциональностью приложение. 

Редакция Финграмота.рф не рекомендует запускать чат-бот: это может быть небезопасно, тем более неизвестно, кто будет нести ответственность, если произойдет утечка персональных и платежных данных. Если у Вас нет приложения ВТБ, управляйте своими финансами через личный кабинет на официальном сайте банка. Заходить в аккаунт при этом желательно со стационарного компьютера, применяя собственный доступ в Интернет.

Верховный суд встал на сторону женщины, продиктовавшей мошенникам код из СМС. Злоумышленники оформили на её имя кредит суммой более 200 000 рублей под 19% годовых. Банк, в свою очередь, требует гражданки выплат, хотя никаких денег на руки она не получала. 

Кредитная организация аргументирует свою позицию тем, что сообщение с кодом передавалось именно на номер пострадавшей от действий злоумышленников, а в тексте СМС было предупреждение: «Никому не сообщайте код!» Женщина говорит, что сказала цифры «на автомате», банк не принимает во внимание тот факт, что самостоятельно комбинацию чисел она вводила: это сделали неизвестные. 

Кстати, ежегодно в России создаётся порядка 5 млн дистанционных заявок на получение потребительских кредитов. 2 млн заявок одобряется, 200 000 из них - мошеннические. 

Согласно российскому законодательству в подавляющем большинстве случаев виноватыми в оформлении кредитов и краже накоплений остаются жертвы, ведь они добровольно диктуют мошенникам коды из сообщений. Возможно, теперь у потерпевших будет больше шансов доказать, что договоры на получение кредитов не являются заключёнными, следовательно, их вины в том, что неизвестные взяли взаймы на их имена крупные суммы, нет. Предсказать, чем завершится конкретно это дело сложно: будем следить за развитием событий.

Поделиться
Класснуть
банки кредит мошенники суд мошенничество деньги платёж перевод персональные данные личная информация личные данные персональная информация сбережения Микрозаем микрозайм микрофинансовая организация